ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 23, 2025

Уже не из варяг и больше не в греки

Рейтинг: 0

Автор: Владислав Гринкевич. Профиль

Россию нередко называют «речной цивилизацией», ведь даже формированием своей государственности она обязана речным торговым путям – знаменитому маршруту «из варяг в греки». На берегах рек строились русские города, а позже возникали промышленные центры; столетиями реки служили нашим предкам транспортными артериями. Однако в XXI веке ситуация изменилась – речной транспорт перестал быть значимым логистическим фактором. Доля внутренних грузовых перевозок по рекам упала до ничтожных 1,2%, а пассажирский трафик связан главным образом с туризмом. «Профиль» выяснил, почему речной флот утратил свое значение и можно ли изменить ситуацию к лучшему.

Куда исчезли «Метеоры»

Сегодня большинству из нас трудно представить речной транспорт как один из видов путей сообщения, то есть средство попасть из пункта А в пункт Б. Герои фильма «Волга-Волга» в 1930-е путешествовали на колесном пароходе из уральского Мелководска в Москву. Но, чтобы современный клерк добирался на работу речным трамваем или дачники в пятницу вечером ждали на пристани «Метеоры» с «Ракетами», такое вообразить можно с изрядным трудом.

Я пробовал вспомнить, когда лично мне приходилось ступать на борт речного пассажирского судна с целью переместиться из одного места в другое. Оказалось, это было всего один раз в жизни, больше 40 лет назад, когда еще ребенком с родителями ездил в дом отдыха в Костромской области: сначала поездом до Костромы, затем автобусом до пристани, и наконец по Волге на том самом «Метеоре» или «Ракете» (так и не научился их различать). Но с тех пор внутренний водный транспорт для меня – это исключительно экскурсии, развлекательные прогулки и прочее.

Конечно, утверждать, что речного флота в нашей стране нет, что он не развивается и полностью утратил экономическое значение, было бы глупо. В России имеются протяженные водные маршруты – в общей сложности свыше 101,7 тыс. км. Согласно Транспортному порталу, 78% этих путей являются «безальтернативными для доставки пассажиров и грузов» – речь в данном случае идет о северных регионах.

На территории страны действует 117 речных портов, речной флот насчитывает более 12,7 тыс. судов, а число перевезенных пассажиров по итогам 2024-го превысило 12 млн человек. Много это или мало? Для сравнения: пассажиропоток на российских железных дорогах в прошлом году достиг 1,28 млрд человек. Разница более чем в 100 раз! Только между Москвой и Санкт-Петербургом за девять месяцев 2024-го железнодорожным транспортом перевезено 8,3 млн пассажиров. А внутренними авиарейсами в прошлом году воспользовались в общей сложности 84,7 млн человек.

В сегменте грузоперевозок ситуация ничуть не лучше. Общий их объем в стране составил в прошлом году 9,4 млрд тонн. На долю речного транспорта пришлось немногим более 105,4 млн тонн, то есть 1,2% трафика.

Что до тенденций, то стабильное снижение грузоперевозок прослеживается на протяжении последних 10 лет. Так, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), в 2014 году по внутренним водным путям было перевезено свыше 124,7 млн тонн грузов, а в 2024-м –105,4 млн тонн. Только за прошлый год снижение составило порядка 4 млн тонн. В январе – апреле 2025-го перевозка грузов по внутренним водам в годовом исчислении сократилась в 1,6 раза – это уже цифры Росстата.

Несколько лучше в 10-летней ретроспективе выглядит ситуация с пассажирскими перевозками: в 2014-м по внутренним водам перевезено 12,7 млн пассажиров, в прошлом году – примерно 12 млн. Пик трафика был достигнут в 2015-м – 13,58 млн пассажиров. Далее несколько лет шел плавный спад, затем в ковидном 2020-м последовал резкий провал до 7,7 млн, и с 2021 года началось восстановление, продолжающееся по сей день. При этом главным фактором роста пассажирских перевозок является развитие внутреннего туризма, в частности речные круизы.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни