Русский город Благовещенск и китайский Хэйхэ - ближайшие соседи. Расстояние между ними - всего 800 метров через реку Амур - рукой подать. С нашей стороны - неторопливая купеческая старина, с китайской - энергичный ритм неоновых вывесок. Но жизни этих хоть и разных городов так тесно переплелись, что поездка за реку давно стала делом не международным, а соседским. И сейчас, в свете новой геополитики, это уже не просто соседство, а нечто гораздо более значимое. Можно даже сказать - знаковое. Ведь пока одни границы закрываются, эта оживает.
Если смотреть на карту мира по-старому, из европейских столиц, это место кажется медвежьим углом, окраиной двух огромных стран. Дальность Востока веками ощущалась и физически, и психологически (тут жители Приамурья или Приморья презрительно фыркнут - они-то никогда себя окраиной не считали). Но пришли СВО, санкции, новая геополитическая реальность - и сегодня наш Дальний Восток пора, пожалуй, переименовывать в Центральный. Он в самой гуще событий Азиатско-Тихоокеанского региона.
То, что жизнь здесь теперь бурлит, я ощутила еще в битком забитом самолете из Москвы. Пестрая толпа: индусы, китайцы, африканцы, наши русские кадеты при полном обмундировании, возвращающиеся вахтовики, командированные и просто путешествующие по бескрайней Родине туристы.
То, что жизнь здесь теперь бурлит, я ощутила еще в битком набитом самолете из Москвы. Пестрая толпа: индусы, китайцы, африканцы, наши кадеты в полном обмундировании, вахтовики, командировочные и просто путешествующие по бескрайней Родине туристы. Все мы дружно вышли из аэропорта Благовещенска под морозными лучами яркого дальневосточного солнца. Рядом со стареньким терминалом вовсю кипит стройка нового международного хаба. Это будет нечто грандиозное.
«Света, привет! За моей спиной Амур, а за ним Китай! А вот Благовещенск, - записывает видео подружке пенсионерка. - Здорово, наверное, в этом доме жить с видом на Китай».
Вечерний Амур окрашивается в золото заката. Огни Благовещенска и Хэйхэ зажигаются почти одновременно, сливаясь в одну гирлянду на двух берегах. С нашей стороны прямо у кромки воды - неоновый игрушечный Кремль, огромные матрешки, новогодняя иллюминация, дети катаются с горки на ледянках и ватрушках. На огромном флагштоке развевается российский триколор.
Прямо напротив реет китайское красное знамя. Здесь же стоят колесо обозрения, служащее одновременно интерактивным щитом, который через раз вещает на русском, и гигантский торговый центр «Юань дун» (прямо так на русском и написано). И кажется, что река в этот момент - не вода, а просто темная полоса между двумя районами одного города.
- Я живу в этом доме, - показывает на прибрежную многоэтажку девушка Света, прогуливающаяся с собакой. - Мне прекрасно видно, что там, на китайской стороне. Они очень рано встают и рано ложатся: в десять вечера уже мало какие окна горят и машины почти не ездят. Утром у них массовая зарядка на набережной или танцы. А в наши праздники - 9 Мая и Новый год - там устраивают целое шоу: их дома подсвечиваются цветами нашего флага и поздравлениями на русском, и они кричат нам с того берега «Ура!». И мы им кричим «Ура!». Наши им «Катюшу» поют, а они - свои песни.
- Ну конечно! Когда у них Новый год, все выходим смотреть на салюты.
В 2022 году наконец открыли долгожданный мост между Благовещенском и Хэйхэ. Я думала, он будет прямо в центре, как городская достопримечательность, но оказалось, его даже с набережной не видно, и пешком по нему ходить нельзя. Он работает как большая грузовая артерия: везут технику, сырье, нашу сою, так любимую китайцами. Так что это не просто переправа, а деловая связка между двумя экономиками. Он уже оброс складами и таможенными терминалами.
- Для нас, туристов, обещают открыть канатную дорогу. Вот тогда заживем, как до ковида! Мы же раньше поужинать туда ездили, - с надеждой и тоской говорят местные.
ОТ АДИДАСОВСКА ДО ТОРГОВОГО ХАБА
Россия и Китай граничат по Амуру с 1858 года. И чего только не было за это время…
Еще в царские времена тут, в приграничье, торговали на особых, беспошлинных условиях. В советские годы были и короткая «эпоха дружбы» в 1950-х, и «эпоха замка» вплоть до 80-х. В 90-е началось челночество: граница жила бартером - наши офицерские шинели уходили на китайский берег в обмен на акриловые одеяла, а сам город из-за потока контрафакта из КНР получил ироничное прозвище Адидасовск. Со временем качество китайских товаров росло, но челноки никуда не девались.
- Вплоть до ковидных времен каждый житель Благовещенска хоть раз в жизни ездил в Хэйхэ «кирпичом» или «фонарем», - рассказывает местная жительница Ольга Власова. - Это когда тебя везут туда бесплатно, кормят, а обратно возвращаешься с сумкой товаров и 500 рублями в кармане. Китайцы же, наоборот, сюда везли, обратно пустыми возвращались.
С ковидом все изменилось. Конечно, курьеры остались, но единицы.
- Челноков просто «задушили», - считает местный блогер, много лет живший в Хэйхэ, Игорь Путилов. - Они бы и сейчас мотались, но ты попробуй что-то провезти через таможню. Теперь все жестко контролируют.
Челночная торговля как будто в прошлом. А в настоящем и будущем, как заявляют власти, - серьезное экономическое сотрудничество. И туристическое, конечно же!
ЗАЧЕМ ФРАНЦУЗСКИЙ?
Трудно сказать, что именно изменилось - пандемия, новая повестка или курс рубля, - но в воздухе Приамурья появилось особое ощущение. Благовещенцы знают: их земля - точка притяжения для соседей. Это проявляется даже в мелочах: местные уверены, что китайцы смотрят на их жизнь с нескрываемой завистью, а товары с пометкой «сделано в Приамурье» расходятся как горячие пирожки.
- У нас качество! - говорят они. - Мед килограммами, шоколад, сухое молоко. Даже одежду распробовали - наша-то лучше. Раньше мы к ним за шубами ездили, а теперь они к нам.
- Знакомые недавно были в Хэйхэ. Официант принес им блюдо из тофу и специально отметил, что сделано из российской сои. Стало быть, амурской. А значит, без ГМО.
- Посмотрите, какой хлопок, - с гордостью показывает продавец в музейном магазине толстовку с надписью «Амур». - Это у нас в Благовещенске шьют. Китайцы разбирают влет. И вы берите. Или с космодромом вот берите. Были у нас на Восточном? Нет? А зря!
- Почему у вас до сих пор не обыграли название реки Амур, это же по-французски «любовь»?
- Вот еще! - машет рукой продавец. - Зачем нам французский? У нас все свое, русское!
АЗИАТСКИЙ КВАРТАЛ? НЕ СЛЫШАЛИ
- Это чисто московский миф, будто нас тут китайцы захватили, - объясняет экскурсовод Василий Губанов. - Никакого чайнатауна у нас не было никогда. Семьи с китайцами создают единицы. Есть, конечно, обрусевшие китайцы, которые давно с паспортами, есть даже крупные застройщики и бизнесмены китайского происхождения, но они уже больше русские. Китайцы если и приезжают, то туристами.
- В Питере, в Москве и на Байкале жалуются, что китайские турфирмы все так организуют, что денег в регионе не остается: кормят своих туристов только в китайских столовых, оплаченных в Китае заранее, сувенирные магазины тоже свои.
- У нас так никогда не было. Все свое, все в городе.
ВАСИ И ФЕДИ С ТОГО БЕРЕГА
Китайского квартала в Благовещенске нет. Но очаги китайской активности точечно, конечно, есть. Это гостиницы, принимающие тургруппы (до отмены виз гости из Китая могли приезжать в Россию без визы только группами), китайские столовые для туристов, торговые ряды с сувенирами и золотом, ну и рынок. Тот самый, на котором меня родители в детстве одевали. Правда, мерзнуть уже не приходится - это теперь крытый ТЦ.
- Вася, прими оплату, - кричит китайскому хозяину точки Чжан Мину продавщица. - Да, они тут все Васи и Феди, любят наши имена себе брать.
У выхода из отеля важно курят китайские туристы. На ресепшене администратор Сюзанна пытается что-то объяснить на ломаном китайском молодой парочке. Оказалось, они спрашивают, где тут супермаркет, - хотят закупиться перед отъездом.
- Зимой туристов меньше. Большие заезды в основном в выходные, - говорит Сюзанна. - А летом не протолкнуться. Номеров свободных во всем городе не найти.
- В вашем отеле есть что-то особенное, чисто для китайцев?
- Да! На 4-м этаже номера не начинаются с цифры 4 - у них это несчастливое число. Лапша быстрого приготовления всегда в наличии. Некоторым только свое подавай. Но таких все меньше, обычно они, наоборот, стремятся нашу еду попробовать. Очень им нравится шашлык, например.
- Как они себя ведут? Пьют? Гуляют?
- Ой! Да вы что? Спокойные, дисциплинированные, гидов слушаются (по новым правилам с каждой иностранной группой обязательно должен быть русский лицензированный экскурсовод). Они, конечно, тоже любят выпить - все же люди, - но никогда не буянят. Приходят в номер и сразу спать. Наши в этом плане более активные, - смеется администратор.
Еще одна точка иностранной активности в Благовещенске - студенческая среда. Именно иностранной, потому что не только китайцы приезжают сюда учиться (хотя их большинство), но и афганцы, индийцы, африканцы. В 2025 году Благовещенский пединститут (БГПУ) зачислил более 300 абитуриентов из Поднебесной, а три года назад таких было всего 65. Наше образование котируется, да и сам город Благовещенск нравится.
- У вас тут очень хорошо. Люди такие суровые, но добрые, - коверкая русские слова, пытается объяснить мне студентка Ван Фан. - И небо голубое, у нас в Харбине серое из-за заводов. И у вас теплее! Меньше одежды надо. Мне нравится учиться, русские друзья есть, да. Завтра иду на день рождения. Буду смотреть, как русские веселятся.
МАССАЖ - ТАМ, ПОВАР - ЗДЕСЬ
- В Китай часто ездите? - в небольшой закусочной разговорилась с ее владельцем Виталием Козенком.
- До ковида - постоянно, - говорит он. - После работы в пятницу на паром - и на тот берег. По магазинам, на массаж, поесть. Сейчас юань подорожал, паром туда-обратно - 5000 на человека. Да и цены там почти как у нас. Если всей семьей - уже небюджетно. Надеемся, канатка откроется, станет дешевле. Скучаем. Но теперь все ко мне ходят - у меня повар из Хэйхэ, все аутентично.
- Я бывала у них в санатории, - делится пенсионерка Алла Федоровна. - Иголками лечили, корешками, лягушачьей икрой. Помогало или нет - не знаю, но забавно. Теперь в наш санаторий езжу. Думаю, скоро и китайцы потянутся. У нас-то медицина, а не лягушачья икра.
Но, вопреки моим ожиданиям, попасть в Китай, просто перейдя мост, нельзя. Да и переплыть реку - тот еще квест…
БЫЛО - СТАЛО
Блага моего детства
Перед тем как лететь в Благу (так любовно называют свой город местные), я перечитала кучу блогерских отчетов. Почти все писали одно: у нас, мол, захолустье, темнота и тоска, а там, через реку - небоскребы и цивилизация. По фотографиям это выглядело правдой. Тем более что еще ребенком в девяностые я здесь бывала - папа служил в двухстах километрах от Благовещенска, и мы приезжали закупиться и погулять. Я тоже помню серый, темный город. Помню грязный, хаотичный китайский рынок, где все мерзли на морозе. Помню ширпотреб, который служил до первой стирки, а краска с одежды сползала прямо на кожу. И как катались на кораблике мимо покосившихся хибар на том берегу, в Хэйхэ, тоже помню. А сейчас блогеры выкладывают фотографии нашего темного берега, на который с немым укором смотрят китайские небоскребы.
«Да, по фото Благовещенск тот же самый. Но на набережной у нас историческая часть, крепкая застройка, ее нельзя менять. - объясняет такой контраст губернатор Василий Орлов. - Судить о городе по этим фото неправильно. Вы посмотрите спутниковые снимки, Благовещенск весь в огнях новой инфраструктуры».
И господин Орлов прав - Благовещенск очень ухоженный и уютный город. Старинные здания, а их тут немало, красиво и интеллигентно подсвечены. Набережная стала длинной-предлинной. А за ней в глубине от реки - парки и скверы. На центральной улице - милые магазинчики и уютные кафе, битком набитые студентами, в том числе и китайскими.
Никакой тоски и безнадеги.
ОФИЦИАЛЬНО
Благовещенск определен центром российско-китайского делового сотрудничества по поручению Президента России. Здесь создается постоянно действующая «точка сборки» для бизнеса двух стран.
За последние три года в экономику Амурской области привлечено более 3 трлн рублей (2-е место на Дальнем Востоке).
Доля Китая во внешнеторговом обороте области - 50 - 90%.
Деятельность около 70% работающего населения региона связана с Китаем.
Товарооборот Китая с регионами Дальнего Востока за пять лет удвоился и достиг 1,7 трлн рублей в год.
В 2024 году грузоперевозки по автомобильному мосту Благовещенск - Хэйхэ выросли на 26%.
В 2024 году область посетили 136 тысяч китайских туристов (больше, чем до ковида). Ежегодно более 120 тыс. россиян выезжают в Хэйхэ через Благовещенск.
Амурская область - лидер в России по производству сои (1,4 млн тонн в 2024 г., 20% общероссийского сбора). Китай - основной потребитель этой высококачественной, немодифицированной сои.
Амурская область и провинция Хэйлунцзян проводят около 200 мероприятий в год в сфере экономики, культуры и спорта.